1906
Бугайчук, Ф. Первые славгородцы / Ф. Бугайчук // Минувшие дни. - 2006. - № 4. - С. 13-14
1912-1913
110 лет назад в журнале «Нива» была опубликована обзорная статья Г. Арматова «На новые места», где впервые было упомянуто местечко Славгород. Описывая трудности и лишения, приехавших на новые места крестьян, Г. Арматов сообщает, что за неимением жилищ переселенцы копали себе примитивные землянки, покрывали их сверху соломой или хворостом и жили в них. Проходило время, и из одиночных жалких лачуг вырастали избы. Так возникало целое село там, где до этого времени была пустынная степь. Очень характерным в этом отношении, подчеркивает автор статьи, является поселок Славгород, возникший в 1908 году.
Библиография:
1. Жемеров, В.Г. Славгород / В.Г. Жемеров. – Барнаул; 2000. – С. 11.
2. Киргизский вопрос // Минувшие дни. - 2004. - № 2. - С. 12.
3. Трегубов, А.Л. По новым местам: переселение в Сибирь в 1913 году, впечатления и заметки по поездке в заселяемые районы Сибири Члена Государственной Думы А. Л. Трегубова / А.Л. Трегубов.- СПб : Типография Ю. Н. Эрлих, 1913. - С. 43-44.
2006
2007
2009
2010
2011
****

2012
2013
****

2014

****
2015

****
****

2016



****

2017

****
В Пригородной школе г. Славгорода обучаются ребята из села Куатовка. Силами учащихся и учителей школы в школьном музее подготовлена экспозиция, посвящённая культуре и быту казахского народа. Учащиеся - члены совета музея на протяжении нескольких лет занимались исследовательской работой: составляли родословные семей Куатовых, Бастановых, Курмановых и Манабаевых, имеющих общего предка, уточняли списки и выясняли судьбы участников Великой Отечественной войны, изучали традиции и особенности национального костюма.
~ История любви ~
Так, к примеру, выпускница нашей школы Гульдан Куатова подготовила к III городской историко-краеведческой конференции, посвященной выдающемуся писателю и общественному деятелю Казахстана Сакену Сейфуллину, доклад о своей семье. Она рассказала о легенде, известной не только в нашем городе, но и в России и Казахстане. Это история любви народного певца Естая Беркимбаева и красавицы Корлан. Естай Беркимбаев - певец, акын, композитор родился в 1874 году в Акколе (ныне это территория Экибастузского района Павлодарской области).
Отправившись как известный певец по приглашению в Маралды (Севера-Сибирский край), двадцатилетний Естай встречает юную красавицу Корлан. Пораженный красотой девушки, он посвящает ей песню. Изысканно одетый, не похожий на других акын и певец Естай сразу же понравился Корлан. Естаю также приглянулась девушка. Улучшив момент, джигит и девушка остались наедине и объяснились в любви. Корлан уже была засватана, о женитьбе не могло быть и речи, и Естай решил похитить ее. Получив согласие девушки, Естай приехал в родной Аккуль, посоветовался с друзьями, родственниками. Друзья горячо поддержали Естая. Через год певец снова приехал в Маралды вместе со своим другом. Естай, гостя в соседнем ауле, подослал к Корлан человека, но за девушкой следили, ей никак не удавалось незаметно уйти из дому.
О намерениях молодых стало всем известно. Разгневанный отец немедленно послал гонца в город Шик своему свату и потребовал забрать «оплаченную» невесту. В спешном порядке была проведена свадьба, и Корлан, покорная судьбе, отправилась в далекий аул мужа. До самой смерти Естай не мог забыть любимую. О своей жизненной драме, неосуществленной мечте певец сочинил знаменитую песню «Корлан». Юношеская любовь Естая оказалась на редкость крепкой, верной. Она прошла через все испытания. Уже 67-летним стариком Естай с волнением исполнял «Корлан». Взяв домбру, он долго молчал, задумчиво глядел вдаль, вздохнув, вытирал набежавшие слезы, и лишь потом начинал играть. Струны домбры он натягивал слабо, от этого звук получался низкий, печальный, глухой. От его песни веяло глубокой стариной, сказанием о верной, испытанной любви. На безымянном пальце правой руки певца поблескивало большое золотое кольцо. Кончив песню, он смотрел на это кольцо, как на священный талисман, и говорил «Да-а, родные мои, вот это кольцо - свидетель тех счастливых дней. Это память о несравненной Корлан». Потом он снова задумывался и подолгу молчал...»
~ Потомки - в Славгороде ~
Благодаря песне Естая, образ Корлан был увековечен в памяти народной. В Казахстане знает эту песню и стар и млад. Она стала своеобразным гимном всех любящих сердец казахской степи. Ее мелодия использована в известных операх и концертах. По мотивам этой песни написаны драматические поэмы «Хорлыгайын» Аманжолова и «Естай - Корлан» М. Алимбаева, а история ее создания стала легендой.
В селе Куатовка, в г. Славгороде, в г. Павлодаре и Павлодарской области живут потомки той самой Корлан. Когда Корлан вышла замуж, Естай приезжал в Куатовку, но, узнав, что молодая женщина счастлива в браке, уехал. Корлан подарила мужу Нурмухамеду пятерых сыновей. Но самый младший умер еще ребенком.
Когда пришла Советская власть, Нурмухамеда раскулачили. В 1937 году, опасаясь дальнейших репрессий, он бежал со средним сыном Зейнель-Кабиденом во Владивосток. Корлан с сыном Назымбеком уехала к старшему сыну в Коронай, где тот был директором школы. Но и его вскоре арестовали и отправили на Колыму. От переживаний Корлан умерла в возрасте 59 лет. Все, кто ее знал, говорили, что она была человеком необычайной доброты и порядочности. Сын Корлан Назымбек воспитывался в семье дяди. В 1942 году вернулся отец. Когда началась война, сыновья Корлан были призваны на защиту Родины. Кабеден погиб, Габдыль-Мажит пропал без вести. А младший Назымбек вернулся живым, но с подорванным здоровьем. После его смерти в 1963 году, его жене Аскап одной пришлось поднимать шестерых детей. Не сохранилось ни одной фотографии красавицы Корлан. Но в ее потомках наверняка есть черты, воспетые Естаем.
~ Памятник -в память о Корлан ~
Песня о любви навечно соединила имена Естая и Корлан. Они навсегда останутся в памяти казахского народа. Через 100 лет после описанных событий казахские меценаты сначала установили памятный камень на могиле Естая, а потом - на могиле его возлюбленной в селе Притыка Бурлинского района.
На камне высечена надпись: «Здесь покоится прах великой красавицы казахского народа Корлан».
В июле 2010 года из Павлодара на открытие памятника приехала делегация из шестидесяти человек. В нее вошли представители администрации президента Казахстана, Министерства культуры, профессора и студенты Павлодарского государственного университета, представители прессы и просто люди, которым было интересно это событие. На российской земле произошла встреча с родственниками и земляками Корлан-апа, которые ее помнят.
Потомки Корлан живут в Павлодаре, Астане, Славгороде. В Куатовке - семья Ехсана Куатова. Стоит отметить, что Каиргельды Куатов - второй сын Нурмухамеда и Аскап Куатовых (внук Корлан) в 2006 г. был избран имамом. Под его руководством началось строительство мечети в г. Славгороде. К сожалению, в 2011 году его не стало.
Правнука Корлан Нупмухана Куатова назвали так в честь прадеда Нурмухамеда (мужа Корлан). Сейчас он учится в пятом классе Пригородной школы.
Источники информации:
Краева, Е. Легенда о прекрасной Корлан : родословная семьи Куатовых / Е. Краева. - Текст : непосредственный // Славгородские вести. - 2017. - 5 янв. - С. 6 : портр.
****

20 мая 2017 года (в минувшую субботу) национально-культурная автономия казахов г. Славгорода отмечала 10-летие своей деятельности.
В городском Доме культуры собрались представители казахского народа со всей Кулундинской степи. Поздравили общественную организацию с юбилеем председатель городского собрания депутатов Виктор Федорович Гутяр, председатель Духовного управления мусульман Алтайского края, главный имам Соборной мечети г. Барнаула Фагим Ахметгалиев, директор Каракульской средней школы Кулундинского района, заслуженный учитель России Нургайша Баринова, председатель краевого центра казахской культуры «Ата-Мура» Хаиржан Досумбеков... Все выступающие отмстили огромную работу по консолидации казахской диаспоры, которую провел и продолжает вести Рыспек Тулебаев - председатель национально-культурной автономии казахов Славгорода.
В программе праздничного концерта были выступления не только исполнителей и коллективов из соседних районов, где компактно проживают казахи, но и песни, и танцы других народов нашей страны. Славгородскую «Славенку» с ее русскими задорными песнями сменял фольклорный коллектив из села Шумановка Немецкого национального района. И уже звучали немецкие песни, молодежь лихо отплясывала народные немецкие танцы. Горячо аплодировали Николаю Кукало, который с присущей ему душевной теплотой исполнил украинскую песню.
Впервые со сцены Дома культуры прозвучала песня на таджикском языке, пел ее студент из Барнаула Назрихуджа Сайдалиев, пел прекрасно, как и подобает лауреату многих международных конкурсов. Покорил чистый голос Руслана Гадаева из Угловского района. Впервые на славгородской сцене прозвучала на его родном языке чеченская песня. Кстати, он потрясающе исполнил заключительную песню праздничного концерта - о России.
Выразительно прочла стихотворение о Государственном флаге Российской Федерации ученица Большеромановской средней школы Табунского района Карина Уашева.
Уже многие годы принимает участие в фестивалях национальных культур «Мы все лучи одной зари» Сапарбек Маусумбаев, директор Байгамутской казахской национальной средней школы Благовещенского района, лауреат губернаторской премии имени С.П. Титова. На этот раз он вместе со своей супругой, кроме песен на родном языке, исполнил на казахском и русском языках знаменитый хит 60-х годов из репертуара Валерия Ободзинского «Случайность».
Обычаи и обряды казахского народа, которые продемонстрировали на сцене женщины и дети, привлекли внимание зрителей. Что-то уже ушло из повседневной жизни казахов, некоторые традиции устойчиво продолжают передаваться из поколения в поколение, а другие, казалось позабытые, вновь возрождаются.
Разумеется, впечатляло обилие детских талантов, особенно из села Кирей Кулундинского района. Директор здешней средней школы Н.Г. Баринова пристальное внимание уделяет эстетическому воспитанию детей. Многие годы в школе действуют танцевальный и вокальный коллективы, ансамбль «Арай», особо одаренные выпускники продолжают учебу в высших учебных заведениях культуры и в консерваториях России и Казахстана. И на этот раз школьницы показали прекрасные танцевальные номера.
Совершенно верно председатель комитета администрации города по культуре Леон Гарникович Адамян отметил, что трехчасовой праздничный концерт, приуроченный к юбилейной годовщине начала деятельности местной автономии казахов, прошел на едином дыхании и сравним с ежегодным межрайонным фестивалем национальных культур «Мы все лучи одной зари».
Разговор о деятельности национально-культурной автономии казахов Славгорода, о ее роли в общественной жизни города продолжили В.Ф. Гутяр, C.Ш. Маусумбаев, Н.Г. Баринова.
Подробно остановился на истории взаимоотношений народов, проживающих в городском округе П.Э. Фиц, член совета краевой и городской национально-культурной автономии немцев. Он отметил, что еще в начале XX века в Кулундинской степи в основном проживали казахи-кочевники. В период массового переселения крестьян в Сибирь, хлебопашцам пришлось в повседневной жизни общаться с коренным народом, занимавшимся главным образом скотоводством. Первые крестьяне-переселенцы - русские, украинцы, немцы - отмечали доброжелательное отношение к ним казахов. Их добрые советы помогали обустройству на новых местах, акклиматизации к суровой сибирской природе. Национально-культурная автономия казахов Славгорода продолжает эти традиции добрососедства. Свой вклад казахская диаспора степной Кулунды вносит в культурную жизнь Славгорода, принимая деятельное участие в фестивалях «Мы все лучи одной зари». Национально-культурная автономия казахов совместно с архивным отделом администрации города уже длительное время проводит ежегодные историкокраеведческие конференции, посвященные выдающемуся писателю и общественному деятелю Казахстана С. Сейфуллину. Открыты многие новые страницы истории и нашего города, и земляков-казахов. Замечательно, что в конференциях принимают участие школьники и студенты разных национальностей. Последние два года они проходили в режиме онлайн с Щербактинской средней школой Павлодарской области Республики Казахстан.
Президент ассоциации иностранных студентов Алтайского госуниверситета, координатор работы со студентами из Таджикистана в Алтайском крае Н. Сайдалиев отметил атмосферу дружелюбия между народами, которая сложилась на Алтае. Заместитель председателя Духовного управления мусульман Алтайского края Улугбек Ишматов обратил внимание на выдающийся вклад казахов города и лично Р.А. Тулебаева в строительстве соборной мечети Славгорода.
Председатель совета национально- культурной автономии казахов Славгорода Р. Л. Тулебаев в своих выступлениях не только рассказал о различных аспектах деятельности казахской автономии. Он искренне благодарил всех, кто содействовал становлению этой общественной организации, кто принял участие в праздничных мероприятиях.
- Я вновь и вновь убедился, что мы живем в семье единой, в стране братских народов. Нас всех объединяет родная земля, общее для всех народов небо. И небосвод над нами должен быть всегда мирным, - высказался Рыспек Абуевич Тулебаев.
Источники информации и библиография:
1. Петров, А. В семье единой, в стране братских народов : национально-культурная автономия казахов г. Славгорода отметила 10-летие своей деятельности / А. Петров. - Текст : непосредственный // Славгородские вести. - 2017. - 25 мая. - С. 5 : фото
2. «Администрация города Славгорода Алтайского края официальный сайт». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slavgorod.ru/photorep/photorep_807.html?ysclid=l6xetw2rj1536319344
2019
2021

