Цифровые компетенции

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Акция в онлайн-формате "Всероссийский урок по безопасному интернету".

Организаторами Акции являются: Лига безопасного Интернета (https://ligainternet.ru), Национальный центр помощи детям, МЧС России,
Министерство просвещения РФ и МВД РФ.

Акция направлена на формирование у школьников навыков самостоятельной критической оценки, безопасного отбора и использования
информации.

Главными темами Акции в 2023 году станут фейки и кибермошенничество. Также специалисты научат детей распознавать интернетугрозы, дадут практические советы, как распознать деструктивный контент в сети, поговорят об анонимности в Интернете.

 

В эпоху цивилизация цифровая компетентность стала важна практически для каждого человека.

Все мы, так или иначе, окружены огромным количеством гаджетов интернет сервисов, которые призваны упростить нашу жизнь и сделать ее эффективнее.

Ежемесячная аудитория нашей страны в интернете в возрасте старше 12 лет составляет порядка 100 млн. человек

При этом ежедневно большинство пользователей проводят в интернете больше 3 часов.  Только вообразите, какая огромная часть нашей жизни проходит онлайн, а также с использованием каких либо цифровых устройств на работе, дома, в транспорте, в общественных местах!

Уверены ли вы, что точно знаете как вести себя в интернете?

Знаете ли вы как пользоваться цифровыми технологиями, как быстро и эффективно решить свою задачу при помощи сервиса, как защитить себя и свои данные цифровые устройства, как распознать мошенничество в интернете?

Ответы на эти и многие другие вопросы как раз лежат в основе цифровой грамотности.

Цифровую грамотность люди часто путают с компьютерной грамотностью и даже программированием. Но это заблуждение. Да, цифровая грамотность включает в себя также знание в области информатики, но уравнивать эти понятия неправильно.

Цифровая грамотность это базовый набор тех знаний и умений, которые необходимы каждому человеку, а не только специалисту, для того чтобы безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета для решения своих задач.

СТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Цифровая  грамотность каждого человека имеет три ключевых аспекта

  1. цифровое потребление
  2. цифровые компетенции
  3. цифровая безопасность

Цифровое потребление

Важно понимать, что потребление не ограничивается покупками в интернете и осуществлением финансовых операций. Цифровое потребление возникает в тот момент, когда вы хотите решить какую-то свою задачу и используете для этого технологии.

Например, вы хотите узнать сегодняшние новости о стране и мире. Вы  решаете, что будет читать их не в газете, а на сайте сми или на сайте агрегаторе новостей или вообще будете смотреть видео в ближайшем выпуске новостей.  Это зарождается цифровое потребление, когда  вы знаете, каким сервисом воспользуетесь.  Допустим, вы остановились на агрегаторе новостей. Что ещё может быть отнесено к цифровому потреблению?

- поиск информации при помощи поисковых систем

- пользование социальными сетями для ведения сообществ и организации мероприятий

- пользования облачными сервисами для хранения файлов

- скачивание мобильных приложений

- пользования мобильными подписками и многое другое

Цифровые компетенции

Компетенции считаются цифровыми, когда речь идёт не просто о пользовании, а  - навыках и умениях уверенно эффективно выбирать и применять технологии в разных сферах жизни.  То есть, если в цифровом потребление мы задаем себе вопрос «ЧТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ» ( какой сервис или технологию), то когда мы говорим о цифровых компетенциях, мы задаем себе вопрос «КАК  ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ СЕРВИС ИЛИ ТЕХНОЛОГИЮ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ».

Например:  вам нужно сделать  совместную с коллегами презентацию. Вы знаете, что для создания презентации есть несколько программ и сервисов. Вы можете сделать презентацию на своем компьютере в программе Power Point и отправить документ коллегам на корректировку и продолжать отправлять этот документ друг другу,  пока не  окончите его.  Но на это уйдет очень много времени. Есть другой простой вариант: встретиться и сделать эту презентацию вместе на одном компьютере. Но как быть если ваши коллеги из другого  города? Звучит не очень заманчиво, но есть еще третий вариант - воспользоваться онлайн сервисом, который позволяет редактировать презентацию on-line всем вместе. По сравнению с первыми двумя вариантами - это лучший,  поскольку вам не нужно тратить время на пересылку презентации друг другу,  а также находиться в одном помещении.  

Так вот: возможность проанализировать все возможные варианты использования цифровых технологий, которые могут вам помочь в решении вашей задачи и выбрать наиболее эффективный считается цифровой компетенцией. Таким образом, к цифровым компетенциям  относятся навыки пользования поисковыми системами с социальными сетями и мессенджерами; цифровыми почтовыми сервисами; картографическими и инновационными сервисами; порталом госуслуг; навыки ведения финансовых операций онлайн и осуществление покупок в интернете, включая интернет-магазины и агрегаторы товаров и услуг;  доски объявлений и мобильные приложения. В цифровые компетенции входят также навыки создания и распространения контента; навыки критического восприятия информации получаемой в интернете.

Цифровая безопасность

Цифровая безопасность это сочетание всех тех инструментов, мер предосторожностей, привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире. Если приводить пример по аналогии с двумя прошлыми аспектами, то здесь вопрос  будет звучать следующим образом: «КАК РЕШИТЬ ЗАДАЧУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНО И БЕЗОПАСНО»?  Например, вы хотите купить новый чайник. Подходящий вам предмет есть по акции в нескольких интернет-магазинах. В одном из них цена ниже но нигде на сайте нет условий доставки и, допустим, требуется предоплата. А в другом цена выше, но в нем заказывали и раньше вы или ваши знакомые и остались довольны.  Выбор в данном случае проверенного продавца будет гарантией вашей цифровой безопасности.

Также к навыкам цифровой безопасности относится способность защиты своих персональных данных;  навыки распознавания фишинговых сайтов и сообщений; способность защиты аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах; навыки противодействия кибер-буллингу и многие другие.

 

На сегодняшний день существует множество различных подходов к измерению цифровой грамотности. С 2015 года для измерения цифровой грамотности в стране ежегодно проводится цифровой диктант, из результатов которого участники узнают не только свой общий показатель цифровой грамотности вообще, но и как у него обстоят дела с цифровым потреблением, цифровыми компетенциями и цифровой безопасностью.

Цифровые технологии не только стали неотъемлемой частью нашей жизни но еще они очень динамично развиваются и меняются, особенно в рамках становления и развития России в цифровой экономике.

Мы призываем вас не только повышать свою цифровую грамотность, но и делиться этими знаниями со своими коллегами, друзьями, близкими, детьми и родителями, бабушками, дедушка. Чтобы они так же, как и вы,  не только не боялись пользоваться цифровыми технологиями и интернет-сервисами но и делали это легко и безопасно для себя.

Учредитель

Комитет по культуре и молодежной политике администрации г. Славгорода

г. Славгород,
ул. Луначарского, 144
8 (38568) 5-44-26
8 (38568) 5-10-18