ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Акция в онлайн-формате "Всероссийский урок по безопасному интернету".
Организаторами Акции являются: Лига безопасного Интернета (https://ligainternet.ru), Национальный центр помощи детям, МЧС России,
Министерство просвещения РФ и МВД РФ.
Акция направлена на формирование у школьников навыков самостоятельной критической оценки, безопасного отбора и использования
информации.
Главными темами Акции в 2023 году станут фейки и кибермошенничество. Также специалисты научат детей распознавать интернетугрозы, дадут практические советы, как распознать деструктивный контент в сети, поговорят об анонимности в Интернете.
В эпоху цивилизация цифровая компетентность стала важна практически для каждого человека.
Все мы, так или иначе, окружены огромным количеством гаджетов интернет сервисов, которые призваны упростить нашу жизнь и сделать ее эффективнее.
Ежемесячная аудитория нашей страны в интернете в возрасте старше 12 лет составляет порядка 100 млн. человек
При этом ежедневно большинство пользователей проводят в интернете больше 3 часов. Только вообразите, какая огромная часть нашей жизни проходит онлайн, а также с использованием каких либо цифровых устройств на работе, дома, в транспорте, в общественных местах!
Уверены ли вы, что точно знаете как вести себя в интернете?
Знаете ли вы как пользоваться цифровыми технологиями, как быстро и эффективно решить свою задачу при помощи сервиса, как защитить себя и свои данные цифровые устройства, как распознать мошенничество в интернете?
Ответы на эти и многие другие вопросы как раз лежат в основе цифровой грамотности.
Цифровую грамотность люди часто путают с компьютерной грамотностью и даже программированием. Но это заблуждение. Да, цифровая грамотность включает в себя также знание в области информатики, но уравнивать эти понятия неправильно.
Цифровая грамотность это базовый набор тех знаний и умений, которые необходимы каждому человеку, а не только специалисту, для того чтобы безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета для решения своих задач.
СТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Цифровая грамотность каждого человека имеет три ключевых аспекта
- цифровое потребление
- цифровые компетенции
- цифровая безопасность
Цифровое потребление
Важно понимать, что потребление не ограничивается покупками в интернете и осуществлением финансовых операций. Цифровое потребление возникает в тот момент, когда вы хотите решить какую-то свою задачу и используете для этого технологии.
Например, вы хотите узнать сегодняшние новости о стране и мире. Вы решаете, что будет читать их не в газете, а на сайте сми или на сайте агрегаторе новостей или вообще будете смотреть видео в ближайшем выпуске новостей. Это зарождается цифровое потребление, когда вы знаете, каким сервисом воспользуетесь. Допустим, вы остановились на агрегаторе новостей. Что ещё может быть отнесено к цифровому потреблению?
- поиск информации при помощи поисковых систем
- пользование социальными сетями для ведения сообществ и организации мероприятий
- пользования облачными сервисами для хранения файлов
- скачивание мобильных приложений
- пользования мобильными подписками и многое другое
Цифровые компетенции
Компетенции считаются цифровыми, когда речь идёт не просто о пользовании, а - навыках и умениях уверенно эффективно выбирать и применять технологии в разных сферах жизни. То есть, если в цифровом потребление мы задаем себе вопрос «ЧТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ» ( какой сервис или технологию), то когда мы говорим о цифровых компетенциях, мы задаем себе вопрос «КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ СЕРВИС ИЛИ ТЕХНОЛОГИЮ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ».
Например: вам нужно сделать совместную с коллегами презентацию. Вы знаете, что для создания презентации есть несколько программ и сервисов. Вы можете сделать презентацию на своем компьютере в программе Power Point и отправить документ коллегам на корректировку и продолжать отправлять этот документ друг другу, пока не окончите его. Но на это уйдет очень много времени. Есть другой простой вариант: встретиться и сделать эту презентацию вместе на одном компьютере. Но как быть если ваши коллеги из другого города? Звучит не очень заманчиво, но есть еще третий вариант - воспользоваться онлайн сервисом, который позволяет редактировать презентацию on-line всем вместе. По сравнению с первыми двумя вариантами - это лучший, поскольку вам не нужно тратить время на пересылку презентации друг другу, а также находиться в одном помещении.
Так вот: возможность проанализировать все возможные варианты использования цифровых технологий, которые могут вам помочь в решении вашей задачи и выбрать наиболее эффективный считается цифровой компетенцией. Таким образом, к цифровым компетенциям относятся навыки пользования поисковыми системами с социальными сетями и мессенджерами; цифровыми почтовыми сервисами; картографическими и инновационными сервисами; порталом госуслуг; навыки ведения финансовых операций онлайн и осуществление покупок в интернете, включая интернет-магазины и агрегаторы товаров и услуг; доски объявлений и мобильные приложения. В цифровые компетенции входят также навыки создания и распространения контента; навыки критического восприятия информации получаемой в интернете.
Цифровая безопасность
Цифровая безопасность это сочетание всех тех инструментов, мер предосторожностей, привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире. Если приводить пример по аналогии с двумя прошлыми аспектами, то здесь вопрос будет звучать следующим образом: «КАК РЕШИТЬ ЗАДАЧУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНО И БЕЗОПАСНО»? Например, вы хотите купить новый чайник. Подходящий вам предмет есть по акции в нескольких интернет-магазинах. В одном из них цена ниже но нигде на сайте нет условий доставки и, допустим, требуется предоплата. А в другом цена выше, но в нем заказывали и раньше вы или ваши знакомые и остались довольны. Выбор в данном случае проверенного продавца будет гарантией вашей цифровой безопасности.
Также к навыкам цифровой безопасности относится способность защиты своих персональных данных; навыки распознавания фишинговых сайтов и сообщений; способность защиты аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах; навыки противодействия кибер-буллингу и многие другие.
На сегодняшний день существует множество различных подходов к измерению цифровой грамотности. С 2015 года для измерения цифровой грамотности в стране ежегодно проводится цифровой диктант, из результатов которого участники узнают не только свой общий показатель цифровой грамотности вообще, но и как у него обстоят дела с цифровым потреблением, цифровыми компетенциями и цифровой безопасностью.
Цифровые технологии не только стали неотъемлемой частью нашей жизни но еще они очень динамично развиваются и меняются, особенно в рамках становления и развития России в цифровой экономике.
Мы призываем вас не только повышать свою цифровую грамотность, но и делиться этими знаниями со своими коллегами, друзьями, близкими, детьми и родителями, бабушками, дедушка. Чтобы они так же, как и вы, не только не боялись пользоваться цифровыми технологиями и интернет-сервисами но и делали это легко и безопасно для себя.