Родился в 1921 году в городе Нерехте. Сын рабочего-металлиста. В начале 1930-х годов семья переехала в Ярославль, отец стал работать мастером на автозаводе. Ещё пионером увлёкся авиамоделизмом. На пионерском форпосте в нашем рабочем посёлке руководил фото и авиамодельным кружками. Моделями самолётов была завешана вся квартира.
Окончив 8 классов, поступил на автозавод токарем, потом перешёл в цех контрольно-измерительных приборов шинного завода. С 1939 года стал посещать Ярославский аэроклуб. Потом Балашовская авиационная школа пилотов в городе Славгороде. Выучился — стал лётчиком. Просился в строевую часть, направили пилотом-инструктором в Оренбургскую, а затем в Бугурусланскую авиашколы.
Лётчик-инструктор Щапов два года находился в тылу и занимался подготовкой молодых пилотов.
Весной 1942 года в боях под Харьковом погиб младший брат Бориса — пулемётчик Виктор. Об этом сообщили Борису убитые горем родители. Больше Борис оставаться в тылу не мог. Он потребовал немедленной отправки в действующую армию. Один рапорт отклонялся командованием — Борис писал другой. Наконец, он добился своего, и его просьбу удовлетворили. И с первого же дня появления на фронте Щапов начал воевать зло, ожесточённо, бесстрашно. От его метких бомбово-штурмовых ударов на земле корёжилась вражеская бронированная техника, летели в щепы вагоны с вооружением и боеприпасами, замолкали огневые точки.
Когда наши наземные войска, освободив Белгород, подходили к Харькову, их наступлению способствовали и боевые действия лётчиков-штурмовиков. В эти дни Борис писал домой в Ярославль: «Сегодня сделал 60-й боевой вылет и жив. Мщу за Виктора!»
Во время успешного наступления войск Степного фронта к Днепру, штурмовая и бомбардировочная авиация фронта наносила чувствительные удары по коммуникациям и подтягиваемым резервам в ближайшем тылу неприятеля. Штурмовики 9-й Гвардейской Красноградской авиадивизии прорывались к железнодорожным узлам и крупным станциям, и вражеская техника и резервы не доходили до фронта.
В эти сентябрьские дни 1943 года молодой пилот Борис Щапов показал выдающиеся образцы штурмовых атак по наземным целям. Вместе с товарищами он участвовал в штурмовке станций Люботин, Кременчуг, Користовка, Долинская, где лично уничтожил 3 паровоза, 8 вагонов и взорвал 5 бензоцистерн.
24 сентября группа в 12 штурмовиков под командой Гвардии капитана С. Д. Пошивальникова вылетела на штурмовку вражеской переправы через Днепр в районе Кременчуга. Щапов летел ведомым у командира группы. При заходе группы на цель Борис заметил, что с западного берега открыла интенсивный огонь по «Илам» крупнокалиберная зенитная батарея из 4 орудий. Проявляя разумную инициативу, сметку и мужество, Щапов первым стремительно атакует стреляющую батарею и, промчавшись над ней, заставляет её замолчать. Дерзкая атака не прошла бесследно для штурмовика — самолёт Щапова получил 3 крупных снарядных повреждения, а сам Борис осколками снарядов был легко ранен в лицо. Но, несмотря на повреждение самолёта и ранение, лётчик не вышел из боя, он продолжал выполнять задание, защищая от напавших истребителей своего ведущего. Его смелый маневр позволил группе накрыть цель и без потерь вернуться домой.
Штурмовик с бортовым номером «10» хорошо знали наземные части, особенно воины 5-й Гвардейской армии, наступление которых часто приходилось поддерживать авиаторам. Делая в день по 2 - 3 боевых вылета, выбирая самые важные цели, мешающие нашей пехоте, лётчик дерзко на глазах пехотинцев снижался до бреющего и начинал в упор расстреливать врага. Его меткие удары позволяли пехоте продвигаться вперёд с наименьшими потерями.
Трижды на имя командира авиационного соединения генерал-майора авиации Ф. Агальцова бойцы 5-й армии присылали благодарности за помощь с воздуха, которую эффективно оказывали им Борис и его товарищи. И видно не зря грудь молодого лётчика в декабре 1943 года украсили ещё два ордена — Славы 3-й степени и Красного Знамени.
Всеобщую любовь и славу бесстрашного лётчика-штурмовика, мастера воздушных боёв и сокрушительных прицельных атак по огневым точкам противника завоевал Б. Щапов при взятии наземными войсками 2-го Украинского фронта крупного железнодорожного пункта Знаменка и освобождении города Кировограда.
На подступах к Кировограду зимой 1943 года немцы сосредоточили крупные силы пехоты, танков и артиллерии. В январе 1944 года разгорелись ожесточённые встречные бои. В эти дни, не считаясь со сложными метеоусловиями, Борис Щапов вместе со своими товарищами поднимался в воздух и выполнял самые ответственные задания по уничтожению сосредоточившихся сил противника.
В любых погодных условиях, при сильном противодействии зенитной артиллерии Ил-2 Щапова производил по 4 — 5 заходов и прицельно уничтожал действующие полевые орудия, технику и живую силу противника. Только под Кировоградом за 18 боевых вылетов Борис Щапов лично уничтожил 7 танков, 5 орудий, 17 автомашин, 3 склада с боеприпасами, 6 автоцистерн с горючим и подавил огонь 3 зенитных батарей. В 7 воздушных боях с истребителями противника лётчик сбил 1 Ме-109 и 1 FW-190. Ещё один Ме-109 им был сбит в воздушном бою в районе Знаменки.
В январе 1944 года войска 1-го и 2-го Украинских фронтов успешно осуществили окружение Корсунь-Шевченковской группировки немцев. Не последнюю роль в этой операции, а затем в ликвидации вражеской группировки в «котле» сыграли советские авиаторы. Действуя в составе штурмовых авиационных групп по уничтожению живой силы и техники врага в районе Либедин-Шпола, Борис Щапов и его товарищи способствовали успешному соединению частей 1-го и 2-го Украинских фронтов, зажавших в «кольце» свыше 10 вражеских дивизий.
В исключительно сложных метеоусловиях Борис Щапов на бреющем полёте точно выводил своё звено на цель, личным примером увлекал ведомых на повторные атаки до полного израсходования боекомплекта. Фотоаппарат на «Иле» Щапова, работающий автоматически при сбрасывании бомб, каждый раз подтверждал точность глаза пилота и результаты его прицельных атак. Только в первые дни окружения под Корсунь-Шевченковским штурмовик с бортовым номером «10» сжёг 4 танка, 23 автомашины, 5 бензоцистерн, уничтожил 7 орудий и большое количество солдат и офицеров противника.
Когда немцы поняли, что Корсунь-Шевченковский «котёл» может стать для них вторым Сталинградом, они отдали приказ своим войскам любой ценой вырываться из кольца, сосредоточив в ударный кулак всю технику и живую силу. Офицерский состав и ценности приказано было вывезти из-под Корсунь-Шевченковского транспортными самолётами. Навстречу окружённым войскам пробивало внешний фронт несколько вражеских танковых и механизированных дивизий.
В этой тяжёлой обстановке, которая осложнилась ещё ранней украинской весною, когда раскисли дороги и аэродромы, и самолёты с трудом могли отрываться от земли, штурмовики с честью справились с возложенными на них задачами. Они остановили двигающийся на прорыв танковый бронированный таран, захлопнули крышку над небом окружённой вражеской группировки.
Борис Щапов ежедневно в эти хмурые февральские дни вылетал на разведку вражеских посадочных площадок в районе Корсуня, куда приземлялись транспортные Ю-52, а затем вместе с товарищами шёл на штурмовку их. За 4 боевых вылета он разведал, а затем вместе со своим звеном удачно накрыл вражеских «воздушных извозчиков». На площадках под Корсунью звеном было уничтожено 11 немецких самолётов, из них 4 «Юнкерса-52″ лично сжёг на земле Борис Щапов.
Погиб 30 мая 1944 во время нанесения штурмового удара по танковой колонне врага севернее города Яссы (Румыния).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками было присвоено звание Героя Советского Союза.
Награды: орден Ленина (1944), два ордена Красного Знамени (оба – 1943), ордена Отечественной войны II степени (1943), Славы III степени (1943).
Именем Героя названы улицы в Нерехте и Ярославле.
Он занесён в списки рабочих Ярославского орденов Ленина, Октябрьской Революции шинного завода и в книгу Почёта завода.
В июле 1965 года имя Героя присвоено улице Ярославля (бывшей Безымянной).
В ярославской школе №36 имени Н. К. Крупской, где учился Борис Щапов, его имя носил пионерский отряд.
На здании школы, аэроклуба и дома в Ярославле, в котором он жил, установлены мемориальные доски.
Библиографический список:
1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь в двух томах. – М: Воениздат, 1987. – 911 с., порт.
2. Документы на сайте «Герои страны» – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7684
3. Документы на сайте «Подвиг народа» – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.podvignaroda.mil.ru/
4. Муравлев, А. Алтайская прописка героев-авиаторов / А. Муравлев // Минувшие дни - 2010 - № 5 - С.79.