2 – 8 сентября 1918 г. – 100 лет Чернодольскому восстанию - вооруженному восстанию рабочих города Славгорода и крестьян села Черный Дол против Временного Сибирского правительства.

Предпосылки восстания.

В августе 1918 г. Временное Сибирское правительство объявило приказ о мобилизации юношей в возрасте 18 - 20 лет в белую армию. Всем противникам призыва угрожал расстрел на месте. По Славгородскому уезду был разослан приказ начальника гарнизона штабс-капитана Киржаева, согласно которому новобранцы должны были 4 сентября явится на сборный пункт. Жители Славгородской волости первыми отказались дать призывников, мотивируя это своим нежеланием воевать в какой-либо армии и ссылкой на заключенный в марте 1918 г. Брестский мир. Крестьяне селе Черный дол (ныне Архангельское) также не подчинились приказу Киржаева, кроме того, они остановили ехавших на призыв из других волостей. Активную пропаганду против призыва вели местные большевики С. Светлов-Топтыгин, Г. Загрупный, Г. Заровный.

Начало восстания.

28 августа в Черный Дол прибыл офицерский отряд, чтобы насильно доставить призывников в Славгород. Жители села оказали сопротивление, отряд ушел, захватив с собой местных советских работников. По селу прошел слух, что белые намерены расстрелять заключенных Славгородской тюрьмы. Утром 2 сентября на город внезапно напали крестьяне окрестных сел, вооруженные винтовками, вилами, лопатами. Освободив арестованных, они повели наступление на офицерскую роту. Многие офицеры, а также городской голова А. Фрей были убиты. Для руководства восстанием был образован «Крестьянско-рабочий штаб» во главе с П. Фесенко с резиденцией в Черном Доле. Повстанцы издали несколько воззваний, в которых призвали жителей окрестных местностей присоединиться к ним. В села с аналогичными призывами были направлены агитаторы.

Подавление восстания. Белый террор.

Для подавления восстания прибыл казачий отряд во главе с атаманом Б.В. Аненковым. 4 сентября повстанцы оказали ему сопротивление у станции Бурла и разъезда Гусиная Ляга, но были разбиты. 10 сентября анненковцы вошли в Славгород, где расправились с делегатами крестьянского съезда, назначенного на 12 сентября. Был издан приказ о немедленной сдаче оружия населением. В следственном деле против атамана Анненкова, начатом в мае 1926 г., сохранились несколько тысяч показаний подвергшихся грабежам крестьян, родственников убитых его отрядом под девизом: «Нам нет никаких запрещений! С нами Бог и атаман Анненков, руби направо и налево!» 11 сентября 1918 г. «гусары» Анненкова замучили и убили до 500 человек. В их числе были и 87 делегатов крестьянского съезда, которых по приказу Анненкова изрубили на площади Славгорода против народного дома и там же закопали в яму. Была сожжена дотла деревня Черный Дол, в которой располагался штаб восставших, расстреливались, бились и вешались на столбах даже жены и дети крестьян. Девушек из Славгорода и его окрестностей привозили к поезду Анненкова, находившемуся на городской станции, насиловали, а затем расстреливали. По свидетельству очевидца Блохина, казни анненковцев отличались особой жестокостью: у жертв вырывались глаза, языки, вырезались полосы на спине, их закапывали живьем, привязывали к конским хвостам. В Семипалатинске Анненков угрожал расстрелять каждого пятого жителя города в случае отказа выплаты контрибуции. Отряд Анненкова намеревался провести карательный рейд по селам, участвовавшим в восстании. Чтобы не допустить новых жертв, жители сел на общих сходах приняли решение откупиться от казаков, а, в крайнем случае, просили зачинщиков самим сдаться белым властям. Многие большевики так и поступили.

Советское расследование обстоятельств восстания.

В 1920 – 1921 гг. Алтайская губернская ЧК вела дознание по ряду дел, возбужденных против местных жителей по обвинению их в выдаче  арателям большевиков. Но собрать улик не удалось, и дела, как правило, прекращались за отсутствием состава преступления. Сам Аненков был приговорен к смертной казни.

Во время репрессий 1937 – 1938 гг. подозрения в причастности к подавлению Чернодольского восстания служили отягчающим обстоятельством при вынесении приговоров.

 


Библиография:

Анисахарова, О. Памяти чернодольцев / О. Анисахарова // Славгородские вести. - 2008. - 11 сентября. - С. 1.

Горностаев, Д.О. Славгород в первой половине 1918 г. / Д.О. Горностаев // В борьбе и тревоге / сост. В.С. Усатых. – Барнаул; 1977. - С. 111 – 113.

Дрыгин, С.Д. Новые материалы по Славгородскому восстанию 1918 г. / С.Д. Дрыгин // Алтайский сборник: Вып. XVI / отв. ред. В.А. Скубневский. – Барнаул; 1995. - С. 196 – 20.

Евмин, Г.Д. Во главе восстания / Г.Д. Евмин // Минувшие дни. - 2004. - № 2. - С. 15 – 16.

Куропятник, М. В огне Чернодольского восстания / М. Куропятник // Минувшие дни. - 2003. - № 1. - С. 1 – 23.

Мелинг, В. Кто не помнит о прошлом... / В. Мелинг // Славгородские вести. - 2010. - 14 декабря. - С. 1 – 2.

Нам, И.В. Участие немецких переселенцев в Славгородском восстании 1918 г.: попытка реконструкции событий / И.В. Нам // Этнические немцы России: исторический феномен «народа в пути»: материалы 12-й международной научной конференции. - М.; 2009. - С. 278 – 285.

Памятник отреставрирован // Соседи. - 2010. - № 26. - С. 1.

Светлов-Топтыгин, С.Г. Предвестие большого пожара / С.Г. Светлов-Топтыгин // В борьбе и тревоге / сост. В.С. Усатых. – Барнаул; 1977. - С. 148 – 151.

Сомов, К.К. Усобица / К.К. Сомов. – Барнаул: «Алтай», 2017. - 774 с.

Сомов, К.К. Черный Дол: глава из романа / К.К. Сомов // Сомов, К.К. Год Колчака: роман / К.К. Сомов. – Барнаул; 2012. - С. 3 – 122.

Учредитель

Комитет по культуре и молодежной политике администрации г. Славгорода

г. Славгород,
ул. Луначарского, 144
8 (38568) 5-44-26
8 (38568) 5-10-18