Лукашин Василий Иванович

Родился 3 августа 1920 года деревне Марьинка Кораблинского района Рязанской области в семье крестьянина. С 1936 года жил в Москве. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при кондитерской фабрике им. Бабаева, затем работал на фабрике бригадиром. 
В 1940 году, после окончания аэроклуба, призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов в городе Славгороде. 
С марта 1943 в действующей армии. Сражался в небе над Курской дугой. Сначала был рядовым летчиком, потом командиром звена, заместителем командира эскадрильи, с августа 1944 – командиром авиаэскадрильи 175-го штурмового авиаполка. 
В августе 1943 года в составе группы Лукашин летал на штурмовку железнодорожной станции Барвенково Харьковской области. В воздух взлетело несколько складов с боеприпасами и горючим, железнодорожные эшелоны с военным имуществом. В результате этого налёта была парализована целая группировка немецких войск, что повлияло на исход боёв по очищению Донбасса.
В 50-м "юбилейном" вылете в самолёт Лукашина в первый раз попала вражеская очередь. Совершив удачную штурмовку фашистской артиллерии, мешавшую наземным войскам захватить высоту на правом берегу Днепра между Днепропетровском и Запорожьем, советские штурмовики подверглись атаке вражеских истребителей. Лукашин пришёл на помощь лейтенанту Погребенко, сбив нацелившегося на него "Фоккера", но и сам получил снаряд в масляный радиатор. Пришлось садиться на нашем берегу Днепра среди окопов и ям.
Зимой 1943 года Лукашин в воздушном бою за Днепром сбил "Мессер", а его ведомый - "Юнкерс". Оба невредимыми вернулись на свой аэродром.
В марте 1944 года, в районе посёлка Новый Буг, Лукашин увидел 2 транспортных самолёта Ju-52, сбрасывающие груз для своих войск. Пристроившись в хвост одному из "Юнкерсов", он с первой же очереди вогнал его в землю, а затем помог ведомому добить второй Ju-52.
Летом 1944 года лейтенант В. И. Лукашин участвовал в освобождении Прибалтики, где совершил 54 боевых вылета на Ил-2.
В одном из вылетов в районе города Аугшпилс группа Ил-2, возглавляемая Лукашиным, после подавления зенитных батарей обрушилась на наступающие фашистские части, сбросив на них сотни осколочных и противотанковых бомб. "Добавив" несколько реактивных снарядов и увидев море огня под собой, штурмовики обстреляли залёгшую на обочине дороги пехоту и с чувством выполненного долга ушли на свою территорию.
В другом бою зенитный снаряд попал опять-таки в масляный радиатор самолёта Лукашина. Обшивка фюзеляжа, на котором было написано: "Валериан Куйбышев", загорелась. Хоть пламя и удалось сбить, но самолёт падал. Сбив одним крылом телеграфный столб, а другим - крышу какого-то сарайчика, самолёт метров 100 прополз на брюхе и упал в овраг. От удара при падении о кабину Лукашин потерял сознание, но вместе со стрелком - радистом был спасён пехотой.
К сентябрю 1944 года командир эскадрильи 175-го штурмового авиационного полка старший лейтенант В. И. Лукашин совершил 98 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск и боевой техники.
Во время Великой Отечественной войны совершил 140 боевых вылетов на штурмовку войск противника, сбил в воздушных боях 5 самолетов противника, уничтожил на земле большое количество живой силы и техники. 
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7268).
После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал полком, был начальником оперативного отделения дивизии. Служил в Главном разведывательном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. С 1975 года в звании полковника - в отставке по возрасту. Работал экспертом Госкомитета СССР по науке и технике.
Автор книги «Против общего врага» - военно-исторического исследования боевой работы французского авиаполка «Нормандия – Неман» и 18-го гвардейского истребительного авиаполка, прошедшего с французами боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии.
Скончался 31 января 1983 года.
Похоронен на Востряковском кладбище города Москвы.
Награды: медаль «Золотая Звезда», орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского и Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медали.

Библиографический список:
1. Артемьев, В. Вернуть из забвения имена / В. Артемьев // Славгородские вести. – 2015. – 27 апреля. – С.11. 
2. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь в двух томах. – М: Воениздат, 1987. – 911 с., порт. 
3. Документы на сайте «Герои страны» – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7684
4. Документы на сайте «Подвиг народа» – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.podvignaroda.mil.ru/
5. Муравлев, А. Алтайская прописка героев-авиаторов / А. Муравлев // Минувшие дни. – 2010. – № 5. – С.79.

Учредитель

Комитет по культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Славгорода

г. Славгород,
ул. Луначарского, 144
8 (38568) 5-44-26
8 (38568) 5-10-18