Ермилов Павел Александрович

Родился 15 июля 1922 года в деревне Грязевицы (Грязливицы) в крестьянской семье. Русский. В 1924 году семья переехала из Грязевиц в город Рыбинск, где отец поступил работать на железную дорогу. Здесь Павел Ермилов окончил 8 классов школы имени Ленина и поступил на машиностроительный завод № 26 учеником токаря-автоматчика. Быстро освоил специальность и стал работать самостоятельно. Одновременно занимался на лётном отделении Рыбинского аэроклуба. В июле 1940 года по окончанию аэроклуба через Рыбинский райвоенкомат был направлен для дальнейшей учёбы в военно-авиационное училище. Начало Великой Отечественной войны встретил курсантом Балашовской военно-авиационной школы. 

Из письма Павла своему инструктору Константину Кононенко: «В школе были готовы к выпуску на самолетах СБ(АНТ40 — скоростной фронтовой бомбардировщик – авт.), но полностью программу на них закончить не удалось, мешали частые бомбежки немцев, летавших из под Сталинграда. Нас эвакуировали в Алтайский край, в Славгород, там я и закончил школу в 1943 году, но уже на самолете Ил-2».Легендарный самолёт Ил-2одна из наиболее известных составляющих Победы наряду с «Катюшей» и Т-34. Наши фронтовики называли его летающий танк, самолет-солдат, горбатый, Илюша, а немцы нарекли Черной смертью и железным Густавом.

В августе 1943 года Павел Ермилов прибыл в 766-й штурмовой авиационный полк, 211-ю штурмовую авиационную дивизию. Это 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт. Всего за год рядовой летчик совершил 104 боевых вылета. В результате штурмовых и бомбардировочных ударов уничтожил 20 танков, 115 автомашин с грузом и живой силой,1 самолет, 2 паровоза, свыше 30 вагонов, 60 артиллерийских орудий, более 500 гитлеровцев, взорвал 2 склада с боеприпасами.

Имея отличную штурманскую подготовку и технику пилотирования, был назначен заместителем командира эскадрильи и водил группы по 612 самолетов на штурмовку живой силы, техники и укреплений врага. В декабре 1943 года Ермилов повел шестерку Ил-2 на бомбежку колонны танков и автомашин противника на дороге Городок – Вышедки. Преодолев зенитный заградительный огонь, самолеты успешно атаковали цель, но при выходе из атаки прямым попаданием снаряда самолет ведущего был подбит. Павел стал отставать от товарищей. Два штурмовика его стали прикрывать, но Павел приказал: «Следуйте на аэродром! Дойду один!» Только скрылись штурмовики, как внезапно появились два ФВ190. Ермилов принял бой и отразил все атаки фашистских истребителей. До своего аэродрома дотянуть не удалось всего 25 километров, и Павел был вынужден посадить самолет на территорию, занятую врагом. Трое суток измученные без сна и отдыха Ермилов и воздушный стрелок пробирались болотом, лесом, проселочными дорогами через линию фронта. Но даже в этих неимоверно трудных условиях, каждую минуту рискуя жизнью, Павел оставался истребителем на землена пути к своим он перерезал 11 линий связи противника!

Возвратившись в полк, Ермилов уже на другой день поднялся в воздух во главе группы штурмовиков и отправился на штурм вражеской колонны.

К концу октября 1944 года Ермилов совершил еще 25 успешных боевых вылетов, был награжден орденом Александра Невского. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Ермилову Павлу Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 

В феврале 1945 года 3-я воздушная армия перебазировалась на Кёнигсбергское направление и вошла в оперативное подчинение командующему 1-й воздушной армией в составе 3-го Белорусского фронта. Участвуя в Восточно-Прусской операции, армия содействовала разгрому и уничтожению группировки противника, прижатой к Балтийскому морю юго-западнее Кенигсберга, и овладению этим городом крепостью. 
5 мая армия была передана в оперативное подчинение командующему войсками Ленинградского фронта и во взаимодействии с 15й воздушной армией до окончания войны принимала участие в ликвидации курляндской группировки противника. На наиболее важных и трудных участках боевых действий 3-й воздушной армии сражался с врагом капитан Ермилов, последний раз он поднял в небо Ил-2 9 мая 1945 года. К концу войны на его боевом счету было 178 боевых вылетов. 

После окончания войны продолжил службу в военной авиации. В марте 1952 года окончил высшие офицерские лётно-технические курсы в городе Таганрог и был назначен командиром эскадрильи 973-го штурмового авиаполка 159-й авиадивизии 29-й воздушной армии Дальневосточного военного округа. В 1956 году прошёл переподготовку на лётчика истребителя реактивной авиации и служил далее в должности заместителя командира авиаполка по лётной подготовке. 

В декабре 1959 года подполковник Ермилов уволен в запас по состоянию здоровья, прослужив в авиации календарных 19 лет и 4 месяца. 

Жил в городе Елгава (Латвия). Работал главным инженером домоуправления. 

Скончался 12 февраля 1990 года.

Похоронен в Елгаве на городском кладбище «Межа» («Лесное»). 

Награды: орден Ленина (23.02.1945), три ордена Красного Знамени (10.10.1943, 30.07.1944, 02.06.1945), орден Александра Невского (27.12.1944), два ордена Отечественной войны 1-й степени (21.01.1944, 11.03.1985), орден Отечественной войны 2-й степени (09.05.1944), Красной Звезды, медали.

Библиографический список:
1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь в двух томах. – М: Воениздат, 1987. – 911 с., порт. 
2. «Герои страны» – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7684.
3. «Память народа» – Электрон. дан. – Режим доступа: http://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie150002200/.
4. «Подвиг народа» – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.podvignaroda.mil.ru/.
5. «Рыбинские известия» – Электрон. дан.– Режим доступа:http://gazeta-rybinsk.ru/2013/06/19/8588.

Учредитель

Комитет по культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Славгорода

г. Славгород,
ул. Луначарского, 144
8 (38568) 5-44-26
8 (38568) 5-10-18