Сентябрь 1942 года – 75 лет назад в Славгород была эвакуирована 1-я Балашовская военная авиационная школа пилотов под командованием полковника Аркадия Зиновьевича Орадовского.

Сентябрь 1942 года – 75 лет назад в Славгород была эвакуирована 1-я Балашовская военная авиационная школа пилотов под командованием полковника Аркадия Зиновьевича Орадовского.

Приказом от 22 октября 1930 года № 108 по Главной инспекции ГВФ в г. Балашове создается 3-я Объединенная школа пилотов и авиационных техников ГВФ. Приказом НКО СССР № 0234 от 28 декабря 1939 года объединенным 27-й авиационной школе пилотов и Балашовскому училищу ГВФ было присвоено наименование Балашовская военная авиационная школа.

22 июня 1941 года начался трудный и в то же время героический период в истории СССР и его Вооруженных Сил. В начале ноября 1941 года начальником школы назначен подполковник Н.Ф.Пушкарев. Ему пришлось не только организовать подготовку летчиков, но и формировать авиаполки для фронта на базе авиашколы. В конце ноября ушел на фронт 621-й авиаполк на Р-5, а в конце декабря – 620-й. Личный состав школы испытывал большие трудности, особенно, в первую военную зиму. Эскадрильи, которые летом работали на лагерных аэродромах, были оставлены зимовать на них. Жили в палатках и землянках. Ухудшилось материально-техническое и продовольственное снабжение.

В 1942 году авиашкола начала готовить летчиков-штурмовиков на Ил-2. Фронт к этому времени приблизился к Воронежу. На территорию Балашовского и прилегающих районов фашисты начали забрасывать диверсантов, которых приходилось обезвреживать силами личного состава школы. Аэродром «Родничок» систематически подвергался налету вражеской авиации. В 22.40 ежедневно с немецкой пунктуальностью прилетало 4 - 5 бомбардировщиков Ю-88 и Хейнкель-111. Большого вреда они не наносили, так как самолеты школы после полетов с курсантами укрывались в капонирах или рассредоточивались на запасных площадках в радиусе 10 - 20 км от аэродрома по группам. Как правило, выводилось из строя летное поле, которое утром засыпалось, и снова начинались полеты с курсантами.

Фронт уже был в Воронеже, и ВГК КА приняло решение перебазировать Балашовскую ВАШ в Славгород Алтайского края. Перебазирование школы проходило в сентябре 1942 года под командованием полковника А.3.Орадовского, назначенного начальником в августе 1942 года, и бригадного комиссара Семенова. На новом месте личный состав школы столкнулся с большими трудностями, так как пришлось начинать все сначала: строить аэродромы, жилье, создавать учебную базу. Обеспечивалась школа крайне неритмично, особенно горючим. Поэтому обучали лучших курсантов с минимальными затратами и отправляли их на фронт. В начале 1946 года школа была объединена с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия (АДД), а в июле 1946 года – расформирована.

1 августа 1943 года в городе Балашове на базе школы, эвакуированной в сентябре 1942 году в Славгород, начала формироваться 2-я военная авиационная школа первоначального обучения (2-я ВАШПО).


Библиография.

 

  1. Муравлев, А. Алтайская прописка героев-авиаторов / А. Муравлев // Славгородские вести. - 2010. - 3 июня. - С. 3; Минувшие дни. - 2010. - № 5. - С. 77 – 79.

  2. Фиц, П. Давали путевку в небо / П. Фиц // Славгородские вести. - 2012. - 11 августа. - С. 3.

  3. Фиц, П. Подарили два самолета / П. Фиц // Славгородские вести. - 2012. - 26 июня. - С. 3.

  4. Черненко, Е. Славгород в судьбе героев / Е. Черненко // Славгородские вести. - 2015. - 18 июня. - С. 4.