14 сентября 1903 г. – 115 лет со дня рождения писателя С.Е. Кожевникова.

Писатель, публицист, литературовед Кожевников Савва Елизарович родился 14 сентября 1903 г. в селе Кривинское Панкрушихинского района Алтайского края в крестьянской семье. В 12 лет окончил 4-х классную сельскую школу.

Начавшаяся Гражданская война не оставила его равнодушным: активный юноша примкнул к партизанскому движению. А потом - комсомольская работа в райкоме, крайкоме, которая стала для С. Кожевникова хорошей жизненной школой и очень помогла в будущей литературной работе. Тем более что комсомольские активисты первых лет советской власти не засиживались в кабинетах, всегда были в гуще жизни.

Печатное слово манило С. Кожевникова с юности. В 1924 г. его первые публикации (заметки, очерки), появляются в газетах «Молодой большевик», «Красный Алтай», «Советская Сибирь». В 1928 г. С.Е. Кожевников окончил Свердловский коммунистический университет. Работал в сибирских окружных и краевых газетах. С 1935 г. работал редактором Новосибирского книжного издательства. В 1940 г. С. Е. Кожевникова назначают главным редактором сибирского литературного журнала «Сибирские огни», который он, с перерывом на войну, возглавляет его до 1953 г. В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом армейских газет, в том числе газеты «Сокол Родины». В 1953 - 1955 гг. являлся спецкором «Литературной газеты» в КНР.

С.Е. Кожевников создал особый, сюжетный вид очерка, где большое значение придавал художественному слову и обобщению, приближая его к рассказу. Своеобразие очерков Саввы Кожевникова в синтетичности средств, которыми он пользуется для достижения своих целей - рассказать людям правду. О чем бы ни писал он - о героях Отечественной войны, или о богатствах и людях Сибири, о Корее и Китае - всюду писатель остается верен себе: он ищет и находит в жизни народа то, что ее наиболее полно и верно определяет.

Первая книга С.Е. Кожевникова - «Единственно правильный путь» - вышла в 1933 г. Это была небольшая, в один печатный лист, брошюра. В предисловии к ней сказано, что: «Настоящая брошюра ... является результатом проведенной автором обследовательской работы в колхозах, выдвинутых политотделами и МТС через «Советскую Сибирь» кандидатами в Красную книгу. Брошюра освещает опыт передовых колхозов, показывает на конкретных фактах перелом, который произошел среди колхозников в их отношении к колхозному труду, к общественной собственности, показывает, как колхозники под руководством партии уверенно н успешно идут к зажиточной колхозной жизни ...»

В предвоенные годы С. Кожевников много ездит по Сибири, изучает жизнь, с увлечением занимается сбором материала по истории края и его литературного движения. Будучи редактором журнала «Сибирские огни», заботится о воспитании молодых авторов, собирает литературные силы. В 1939 г. поднимал вопрос о необходимости создания в Новосибирске музея истории литературы и книгоиздательства Сибири.

Наряду с очерками С. Кожевников занимается литературной критикой, литературоведческими изысканиями.

В 1938 го. С. Кожевников в содружестве с А. Коптеловым выпускает в Новосибирске книгу «Горький и Сибирь». В ней были впервые собраны письма М. Горького к сибирякам, его выступления и статьи, так или иначе связанные с Сибирью. Затем эта книга пополнялась, тщательно комментировалась и неоднократно переиздавалась.

Ценными работами были статьи Саввы Кожевникова о поэте-барнаульце Иване Тачалове, о фольклористе А. Мисюреве, который впервые собрал и ввел в научный оборот бергальские сказы, записанные им на территории бывшего Алтайского горнозаводского округа, о Н.И. Наумове, талантливом писателе Сибири конца 19 в. Среди исследований такого рода выделяется работа о зачинателе алтайской литературы Павле Кучияке. Собственно, ее нельзя назвать исследованием в обычном смысле. Это интересный рассказ о народе, его быте и культуре, о жизни замечательного человека, которого Савва Елизарович лично знал.

Интерес С. Кожевникова к прошлому Сибири проявился и в работе над статьями «Сибирская страница в биографии А.П. Чехова», «Человек страшной жизни». Литературно-критические очерки С. Кожевникова, статьи и рецензии - результат большого интереса к жизни, к развитию литературного движения в Сибири, результат изучения писателем истории культуры родного края.

Во время войны С.Е. Кожевников вместе с поэтом А. Смердовым написали сценарий «Сибирь в дни войны». Фильм, снятый па этому сценарию, отразил героику тружеников тыла, ковавших победу над немецко-фашистскими захватчиками.

В 1943 г. очеркист уходит в армию, становится военным журналистом. Работая в газете «Сокол Родины», войдя в семью летчиков-фронтовиков, писатель увидел, как в боевой обстановке проявляются высокие качества советских людей. О чем бы ни писал С. Кожевников в очерках военных лет - о судьбе техника Ани Венчиковой или о раздумьях капитана Рощина, о силе человеческого духа, о сибирском колхознике Максиме Черникове или о подвиге капитана Борисова - он проводит одну мысль: изумительно прекрасен простой советский человек. Военные летчики - хорошие, добрые, сердечные люди. В свободные от полетов часы они грустят о родном крае, о близких. Как у всех людей, у них есть свои слабости, не мешающие, однако, в нужный момент проявить несгибаемую валю, силу и стойкость духа. Писатель нашел живые штрихи, запоминающиеся черточки в облике своих героев.

В четвертом номере альманаха «Сибирские огни» за 1944 г. С. Кожевников опубликовал очерк «Город на Оби». «Богатейший край громыхал по рытвинам и ухабам. И вот в сонную Сибирь, в таежную глухомань,- пишет С. Кожевников,- вдруг ворвался гудок первого паровоза. Он возвещал о конце дедовской Сибири с ее колесным трактом, гужом и верблюдами». В основе очерка лежит описание истории возникновения и развития Новосибирска, в которой, как в зеркале, отражается большой период социалистического преобразования Сибири.

Чувства и мысли основателей и строителей города, их судьбы, будь то купец Е.А. Грозный или академик М.А. Лаврентьев, тесно переплетенные с судьбой нынешней столицы Сибири, переданы и прослежены так же, как это делается, допустим, в любой повести, да еще с подкупающим ароматом неукоснительной достоверности, подкрепленном цифрами, документами, известными историческими фактами. «Заключительные страницы очерка - о современной жизни Новосибирска - читаются, как волнующая поэма в прозе. Эти страницы просты, здесь нет пышных метафор и восклицаний. Но они заражают внутренним огнем писательского волнения, живым чувством нашей современности», - писала Л. Сейфуллина.

Мариэтта Шагинян, высоко оценивая произведения Саввы Кожевникова, сказала на одном обсуждении его творчества: «В работах Кожевникова я вижу наиболее ценную для меня форму очерка, и лет через пять-шесть эта форма очеркизма станет господствующей... Он подходит к своему материалу не только как художник и литературовед, а отчасти и как философ, и как публицист, и как экономист, и как архивный работник. Он мобилизует все стороны подхода к материалу для того, чтобы совершенно точно выполнить ту основную функциональную задачу, которую он перед собой ставит».

После войны С. Кожевников путешествует по Обскому северу, много ездит по сибирской тайге. В результате появляется цикл очерков о сибирских леспромхозах, о людях лесной промышленности. «Шум в сосновых лесах» - это очерк, который по широте охвата жизненного материала находится близко к маленькой документальной повести. В нем мы видим как «молодежь пятидесятых годов» относится к своему труду, к лесу, очарование которого она чувствует полнее и глубже, «чем их деды и прадеды, потому, что лес перестал быть для них враждебной стихией».

В авторском отступлении С. Кожевников замечает: «У советских людей, естественно, появилось новое видение мира, расширилось представление об эстетических ценностях и обогатилось понятие красоты. И любовь к природе у них - более глубокая и подлинная, чем бессильная любовь эстетов, чем любовь только к «живому дереву в лесу», чем любовь только к «извечной лесной тишине». И недаром сейчас говорится в народе: «на нашей советской земле всем красотам краса - красота труда».

Красота труда ... Вот ее-то и сумел передать С. Кожевников, показав лесорубов нового поколения, овладевающих техникой, работающих с воодушевлением, с задором.

О людях, влюбленных в свой труд, живущих делом, которому отдают они всю свою энергию, знания, опыт, рассказано и в поэтическом очерке «Белая тайга». Эмоционально написанные картины природы в очерках С. Кожевникова помогают глубже раскрыть психологическое состояние героев.

«Воздух забило туманной изморозью. Солнце багровое, косматое висело точно в тяжелом дыму ... От воды поднимался густой пар. Он перемешивался с колючей изморозью, слепил глаза, оседал пушистым куржаком на одежде сплавщиков».

Такого описания вполне достаточно для того, чтобы представить, как трудно приходилось людям - героям очерка «На Томи-реке» выполнять необычайную задачу - вести зимний сплав леса. В этом очерке о мужественных людях, работавших на реке в пятидесятиградусный мороз, С. Кожевников показывает человека-труженика не в обычном будничном труде, а в исключительных обстоятельствах. И, надо сказать, он нашел нужные краски для создания драматически напряженной картины массового героизма, свершаемого сплавщиками, дал превосходную картину борьбы людей с природой, показав всепобеждающую силу духа советского человека.

Поездки по Сибири обогатили С. Кожевникова материалом для путевых очерков. «К северу от Томска», «На земле сибирской», «В стране Алтай-Кижи» - страстная публицистика, проникнутая любовью писателя к родному краю, свидетельствующая о превосходном знании им прошлого и настоящего Сибири.

Книга очерков «Юй-гун передвигает горы» в творческой биографии писателя имеет особое значение. Своеобразие подхода к жизненному материалу, наметившееся даже в первых произведениях, средства и приемы его отображения приобрели в очерках китайского цикла довольно четкое и полное выражение. Эта книга еще раз свидетельствует о том, что С. Кожевников достиг высокого художественного мастерства.

В 1962 г. С. Е. Кожевников закончил самое значительное свое произведение - повесть «Мы собирали янтарные зерна», которая соединила в себе все самое талантливое, оригинальное и своеобразное, что было свойственно ему как писателю. В этой повести писатель, пожалуй, в большей степени, чем в каком-либо другом своем очерке, свободно и непринужденно разговаривает с читателем о том, что его волнует, разговаривает с такой естественностью переходов от одного состояния к другому, с такой широтой ассоциаций и с такой силой убеждения, какая достигается большими знаниями, многолетним опытом и зрелостью литераторского мастерства. Это, собственно, та же лирическая проза, какую мы находим, например, у В. Солоухина или у К. Паустовского. Ничего явно похожего в работе Саввы Кожевникова не содержится, да и несравнимы, как всегда, «величины» разных писательских дарований. Но влюбленность этих писателей в изображаемый ими край, их одержимость в раскрытии его тайн и красот, можно сказать, равновелики.

Всю жизнь Савва Кожевников провел в Сибири, исколесил ее в самых различных направлениях и увлеченно воспел ее в статьях, рассказах, очерках. Именно воспел, потому что его очерки, как правило, не критические. В них много точно переданных характерных фактов действительности, много истории, но мало говорится о противоречиях общества на различных этапах его развития. Он рассказывал преимущественно о замечательных людях России, трудолюбиво и самоотверженно решавших важнейшие проблемы своего времени.

В повести «Мы собирали янтарные зерна ... » на первый взгляд не ставятся какие-либо насущные вопросы. В городе Красноярске люди сели на теплоход «Валерий Чкалов» и поплыли по Енисею до острова Диксон. Но оказывается, что это более двух с половиной тысяч километров водного пути, который пассажирским судном преодолевается впервые за почти столетнюю историю судоходства по Енисею. Сначала кажется, что речь пойдет только о впечатлениях от необычной поездки. Но очень скоро мы начинаем понимать, что рассказ ведется и шире и многогранней. В повести, по существу, решается большая писательская «сверхзадача»: рассказать о богатырском подвиге народа в освоении огромного края, показать исключительную, ни с чем не сравнимую мощь и красоту Сибири, проникнуть в характеры ее людей-землепроходцев, строителей, художников, истинных «певцов Енисея». Исследовательская страсть в разыскании нового, невиданного и прекрасного, любовь к людям, обживающим суровую страну, преклонение перед величием их труда пронизывают всю книгу и делают ее заметным явлением в общем потоке хороших и отличных лирических повестей последнего времени.

При осуществлении такой «сверхзадачи» и обнаружились особенности личности писателя, который, конечно же, незримо присутствует в повести, живет в ней на равных правах с любым из его героев, хорошо знает Сибирь и свободно чувствует себя в различных областях знаний, с нею связанных, - в ее географии и истории, в ее экономике, в ее культуре и литературе. Он стремится к достоверности, к точности. А опыт уже показал: чтобы действительно знать Сибирь, ей надо отдать всю жизнь. Савва Кожевников так и поступил. Этим как раз он и интересен для нас сегодня, этим же он будет нужен людям и завтра. Его знания, добытые за сорок лет творческого труда, его умение доступно, образно передать их нам расширяют и обогащают наше современное представление о Сибири, в достаточной мере еще не изученной и не освоенной.

Исторические экскурсы органично входят в ткань повествования о событиях недавних и нам близких. Землепроходцы XVII в. интересны, сведения о них скупы и выразительны, но не менее интересен и «случайно» оказавшийся на теплоходе «человек с топором» А.П. Кытманов, плотник, то есть строитель, из числа тех вольных и невольных тружеников, которые на далеком Севере прорубали первые тропы, закладывали первые зимовья, строили первые города. Города в тундре почти на 70-й параллели северной широты!

Пейзаж красавца Енисея и его берегов в книге, разумеется, есть, но он не воспринимается как нечто самодовлеющее, он входит составной частью в рассказ о подвигах людей, которые уже победили суровые условия природы или скоро победят их.

Люди плотно населяют все очерки Саввы Кожевникова. Непременно люди труда, творчества, созидания. О людях с постоянным «душевным огнем», для которых труд всегда поэзия, всегда радость, увлеченно рассказывает Савва Кожевников во всех своих книгах.

Он всю жизнь искал людей, которые могли бы, будучи запечатленными словом художника, превратиться в действенную силу положительного примера. В этом утверждении душевного здоровья и душевной красоты героев труда и созидания состоит основная ценность его очерков.

С.Е. Кожевников - автор более 20 книг, изданных в Новосибирске и Москве: «Конференция радости» (1934 г.), «Бытописатель старой Сибири» (1938 г.), «Человек страшной судьбы» (1939 г.), «Сибиряки» (1942 г.), «Белая тайга» (1948 г.), «Выше 66-й параллели» (1948 г.), «Литературные очерки» (1949 г.), «О чем шумят сосны» (1950 г.), «Н.И. Наумов» (1952 г.), «На земле сибирской» (1953 г.), «Ради этого стоит жить» (1958 г.), «У самого Желтого моря» (1958 г.), «Юй-гун передвигает горы» (1956), «Земля сибирская» (1958), «Русские парни» (1960), «Душевная красота» (1962 г.), «Моя Сибирь» (1962 г.), «Посмотрел бы Ленин» (1962 г.), «По законам красоты» (1963 г.), «Мы собирали янтарные зерна» (1956 г.), «Под ясными звездами» (1967 г.), «Янтарные зерна» (1983 г.).

С.Е. Кожевников был подлинным патриотом сибирского края, знатоком сибирской литературы. Журналисты между собой называли его – певец Сибири.

Умер писатель 23 октября 1962 г. в г. Ялта. Похоронен в Новосибирске.

В Кировском районе одна из улиц названа именем писателя (решение Новосибирского горсовета от 23 октября 1963 г.). «Находится в микрорайоне «Оловозаводской», беря свое начало у Бугринской рощи, и долго тянется вдоль Оби, уходя вглубь Северо-Чемского жилого массива. Раньше она называлась Сочинской и, видимо, не случайно: это самая красивая и зеленая улица микрорайона».

На доме, в котором жил писатель в 1957 - 1962 гг. (дом имеет два адреса: ул. им. Саввы Кожевникова, 2 и ул. Аникина, 3) установлена мемориальная доска.

С 2007 г. В городе Славгороде алтайского края проводятся Кожевниковские литературные чтения.

 


Библиография:

Буркова, В. Молодые исследователи - о малой родине / В. Буркова // Славгородские вести. - 2013. - 18 июня. - С. 2.

Бросалина, С. Певцу Сибири посвящается / С. Бросалина // Славгородские вести. - 2012. - 2 июня. - С. 2.

В честь именитого земляка: [Кожевниковские чтения] // Славгородские вести. - 2012. - 10 апреля. - С. 1.

Дон, С. Очень «чувствовал» Сибирь / С. Дон // Славгородские вести. - 2007. - 24 апреля.

Кожевников Савва Елизарович (1903 - 1962): библиография // Язовская, С.В. Литература 20-х годов XX века: библиографический указатель. – Барнаул; 2011. - С. 55 – 58.

Литературные чтения // Соседи. - 2008. - № 21. - С. 1.

Мелинг, В. «Бытоописатель новой Сибири» / В. Мелинг // Славгородские вести. - 2008. - 3 июня. - С. 2.

Мелинг, В. «Глубоко и полно выразил свое время» / В. Мелинг // Славгородские вести. - 2009. - 11 июня. - С. 2.

Мелинг, В. След на земле чтения / В. Мелинг // Славгородские вести. - 2007. - 1 декабря. - С. 2.

«Память людская тоже жизнь» // Славгородские вести. - 2008. - 27 марта. - С. 1.

Первова, Т. Кожевниковские чтения / Т. Первова // Вечерний Славгород. - 2007. - № 48. - С. 5.

Пермякова, Е. Зовет к Отечеству любовь / Е. Пермякова // Алтайская правда. – 2012. – 31 мая. – С. 3.

Фиц, П. Они возглавляли газету / П. Фиц // Славгородские вести. - 2012. - 25 августа. - С. 2.

Учредитель

Комитет по культуре и молодежной политике администрации г. Славгорода

г. Славгород,
ул. Луначарского, 144
8 (38568) 5-44-26
8 (38568) 5-10-18